Отец Яков Кротов отреагировал на мою статью (назвав её «фельетоном») «Почему Папа не слушается Кюнга?» (см. Яков Кротов, «Католическая реакция: казус Анри Мартена»).
Начал он с упрёка в подмене. И начал сам как раз с подмены. Процитировав мои слова: «Предпринять достаточные усилия для защиты евреев в нацистской Германии означало бы ни больше, ни меньше, как свержение нацистского режима. Возможности Папы это определённо превышало», — о. Яков продолжает: «…миллионы евреев, которые ворчат на Ватикан, грешат… по Мартену – максимализмом. В чём подмена? Никто не требовал от Папы «защитить» евреев. Требовали «выступить в защиту» — вещи разные».
Но дело в том, что я полемизировал вовсе не с миллионами евреев, а конкретно с Кюнгом. По Кюнгу, Папа Пий XII «обвиняется в том, что не предпринял достаточных усилий для защиты евреев в нацистской Германии». И я оспаривал именно этот тезис. Что до «выступить в защиту» — с хоругвями и крестным ходом в защиту евреев Папа действительно не выступал. Вместо этого он их защищал и спас многие тысячи жизней. Об этом существуют обширные материалы, и о. Яков может легко с ними ознакомиться, ежели захочет.
Дальше о. Яков упрекает нас, католиков, за то, что мы молимся об обращении евреев: «Вообще, евреям больше всего досталось. Скрытый антисемитизм католической реакции тут начинает выпирать. Можно и нужно молиться об обращении евреев – именно евреев, не китайцев. Молиться об обращении Путина, к примеру, ни к чему, у него всё в порядке».
Молиться об обращении евреев это значит, что им «больше всего досталось»? Пожалуй, да; но знаете, чего им больше всего досталось? — Любви! Евреев мы любим больше, чем Путина или китайцев, потому и молимся больше об их обращении. Однако Путина с китайцами мы тоже в своих молитвах не забываем.
Обвинение же в антисемитизме, тем более, «скрытом», что значит, формально недоказуемом, вообще оскорбительно и абсолютно неправомерно: такому убеждённому стороннику законности, как о. Яков, следовало бы об этом помнить, в любом суде (кроме разве что Хамовнического) я выиграл бы иск против него за диффамацию. Оно, к тому же, попросту нелепо: молиться за кого-то значит быть «анти»? — Эдак любой, за кого я молюсь, может возмутиться: «Чего это ты за меня молиться вздумал, что я, без тебя, что ли, не спасусь?». А в чём-нибудь ещё, кроме молитвы за евреев, мой антисемитизм хоть как-то проявлялся?
Пытается о. Яков защитить от меня и мусульман, приписывая мне убеждение: «Мусульманин значит террорист». Мусульманин, конечно, не значит террорист, как христианин не значит святой. Бывают террористы среди христиан, бывают и святые среди мусульман. Просто наша религия призывает нас к святости, а их религия призывает их убивать «неверных», что значит, нас с вами. И при таких обстоятельствах считать уместным создавать «атмосферу взаимного доверия» с мусульманами, как это делает Ханс Кюнг, по меньшей мере наивно. До взаимного доверия нам ещё очень далеко. Но это вовсе не исключает диалога: кто сказал, что диалог возможен только с тем, кому доверяешь? — Тогда на свете вовсе не было бы никаких мирных переговоров!
Между тем, именно о. Якова можно упрекнуть прежде всего в недостатке готовности к диалогу. Цитирую:
«Гнусные идейки Владимира Соловьёва, о. Александра Меня и тысяч католических теологов о разнообразии путей спасения — отставить. «Но если так, — цитирует меня о. Яков, — то во времена Христа они тоже существовали; зачем же тогда Господу нашему было трудиться, спускаться, воплощаться, распинаться?..»
Отец Мартен, кажется, не подозревает, что на его вопрос существует ответ. Излагать ли его здесь? Да нет, бесполезно…»
Очень жаль, что о. Яков нашёл бесполезным изложить свой ответ. Поскольку ни у Владимира Соловьёва, которого читал очень внимательно, ни у о. Александра Меня, с работами которого знаком тоже не по наслышке, никаких упоминаний о спасительных путях, отличных от Христа, я не встречал. Возможно, всё дело в моей тупости: встретил, да не понял. Но даже в этом случае о. Яков поступает не по-пастырски, не по-христиански. Ибо, во-первых, милосердие требует предоставить лишний шанс даже тупице: вдруг да поймёт! А во-вторых, читать его статью ведь не одни тупицы будут, кому-то бы, глядишь, и пригодилось! Пастырю никогда не следует забывать о такой возможности.
Но вот, увы, своим ответом о. Яков не поделился, и мне не остаётся ничего иного, как тупо продолжать верить по Евангелию словам Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14,6).
Поддержу Вас, о.Анри. Путь спасения действительно для всех один. Но, видит это только тот, кто по нему идёт.
Кстати, и «именно о. Якова можно упрекнуть прежде всего в недостатке готовности к диалогу» — подтверждаю. исследованный факт.
Просто наша религия призывает нас к святости, а их религия призывает их убивать «неверных»…
Ха-ха-ха! Во времена крестовых походов всё было наоборот, вывод — дело не в религии, а в политике.
Даже во времена крестовых походов убивать первыми начали они, а христиане Европы двинулись на защиту своих братьев — прежде всего, византийцев, поскольку турки уже угрожали Константинополю. Крестовые походы начались по просьбе византийского императора, о чём почему-то забывают. И крестоносцы отвоевали у турок всю Малую Азию и вернули её Византии. А себе взяли только крошечные государства в Палестине, да и те — под сюзеренитетом Константинополя. Такая вот христианская политика!
Блажен,кто верует…
Абсолютно с Вами согласен.
Что до крестовых походов, тут и веры никакой не надо, достаточно простой осведомлённости.
Выходит, о. Якову Кротову одинаково «гнусны идейки» как католических теологов, так и Александра Меня… Он-то чем не угодил? Был, как о. Яков (только куда более известен),священником РПЦ. Или это как раз случай скрытого антисемитизма, который автор приписывает католикам — ведь о. А. Мень был евреем?
Нет-нет, о. Яков иронизирует, «гнусными», с его точки зрения, эти «идейки» должны казаться мне и мне подобным. Но выражается он слишком энергично, и непривычному к его слогу человеку вроде Вас легко этой иронии не заметить.