Скелет Христа (окончание)

На заднем плане фильма постоянно развивается политическая интрига: власти Иерусалима хотят сговориться с Ватиканом относительно признания Иерусалима столицей Израиля, а палестинцы всемерно этому препятствуют. Израильтяне в лице очень энергичного мужчины, в русском переводе почему-то называемого «помощник атташе» (но пóлно мне, чем придираться к переводам, давно бы выучил английский да смотрел кино в оригинале), предлагают Ватикану в лице того самого кардинала со швейцарскими гвардейцами выдать им «кости Христа», подразумевается: «а дальше поступайте с ними, как хотите», вы же взамен… — и кардинал не возражает. Разговор происходит по телефону, палестинцы его подслушивают, а потом дают прослушать запись о. Мэтью. И тот понимает, что прислали его сюда не для того, чтобы он установил истину, но для того, чтобы любой ценой замести следы.

Это он и заявляет пославшему его кардиналу, вернувшись в Ватикан. И с этими сло­вами снимает с себя воротничок-«колоратку» — знак принадлежности к ду­хо­вен­с­т­ву. И в самых последних кадрах — Мэтью на фоне вдохновляющих пейзажей, что, оче­видно, значит: Христу служить я буду, а вот Церкви — нет.

В этом — главный пафос фильма. От пошлого хэппи-энда с женитьбой на привлека­тельной вдове с двумя детьми создатели фильма воздержались — и на том спаси­бо!

Такое противопоставление веры и церковной иерархии не новость. Оно даже не с Лютера повелось, Лютеру просто повезло по сравнению с его многочисленными предшественниками. А в сегодняшнем мире, тем более, в основанной протестанта­ми Америке, такое отношение является как бы не господствующим. Вопрос, на­сколько оно обосновано?

Как правило, «потестанты», как и в случае с Лютером, протестуют против каких-то реальных злоупотреблений со стороны иерархии. Но значит ли это, что само по себе иерархическое устройство Церкви в принципе порочно? — Убеждён, что нет.

Если Церковь это Тело Христово, то иерархия его костяк, скелет. Наличие скелета может помешать в каких-то ситуациях, может оказаться даже фатальным при из­вестных обстоятельствах: надо бы пролезть, да кости не пускают, надо бы дотянуть­ся, а рука в нужную сторону не гнётся. Да просто шишку набить можно только на че­репе, не было бы черепа, так ни шишки, ни боли! Поводов жаловаться на скелет найдётся в жизни у каждого!

И всё же наличие скелета даёт обладающему скелетом организму гораздо больше свободы и возможностей, нежели «бесхребетным» моллюскам. На уровне церков­ном это справедливо точно так же, как на биологическом. Поэтому в самых «вольно­любивых» церковных общинах какая-то иерархия всё же существует; но там, где она достаточно развита, не заключают однополых браков, не одобряют абортов и не убивают стариков и немощных, прикрываясь красивым словом «эвтаназия».

Как раз возможности и преимущества скелета могут склонять ко злоупотребляени­ям, даже к тому, чтобы отождествить скелет и само тело: ещё не так давно для мно­гих слово «Церковь» означало если не исключительно, то прежде всего церковную иерархию, а для кого-то такое отношение сохраняется по сей день. Авторы фильма, например, считают такое отношение естественным для ведущих функционеров иерархии. В самом начале кардинал в ответ на заявление о. Мэтью, что он готов по­служить вере, возражает, что служить надо Церкви, поскольку вера и Церковь — одно и то же. А Церковь это, вестимо, иерархия…

Не знаю, много ли найдётся ныне кардиналов, которые бы так считали; прежде их было много.

Но худший способ исправить злоупотребления это отбежать в сторонку. Если бы все несогласные, как о. Мэтью, с гипертрофическим преобладанием скелета в организ­ме Церкви — а такая опасность реально существует и в прошлом не раз осуще­ствлялась — попросту благородно срывали с себя «колоратку», у нас бы не было ни II Ватиканского собора, ни невиданного со времён св. Франциска обновления цер­ковной жизни, да и католиков бы оставалось на земле не миллиард с избытком, как сегодня, а… — сколько там на целом свете «интегристов»? Наверное, хватило бы заполнить Ватикан и жить за счёт туристов?

А вокруг бы бушевали гей-парады, цвели однополые браки и сплошная белозубая «политкорректность», поскольку всех гнилозубых давно бы благополучно «эвтанази­ровали» во имя «высоких идеалов свободы и гуманизма».

Вы сомневаетесь, что Церковь с её «скелетом» способна этому эффетивно проти­востоять? — А вот они не сомневаются! И потому не только с яростью и озлоблени­ем атакуют Церковь где только могут, но и стараются «оторвать» от неё самых луч­ших, самых благородных и самоотверженных, как тот же о. Мэтью. И, видимо, случа­ется, что отрывают.

А между тем, как хорошо можно служить с опорой на скелет, на иерархию, офици­альный титул главы которой Servus servorum Dei — «Слуга слуг Божиих»! Как заме­чательно послужили Мать Тереза, святой Франциск и тысячи, тысячи других, кото­рым никакие злоупотребления не помешали! (А там, где нет злоупотреблений, по­скольку нет такой авторитетной иерархии, то ведь и примеров святости такой почти что нет!).

И как хорошо могло бы получиться послужить и у тебя, отец Мэтью!

Но ты ушёл, служить придётся мне. Так не пеняй на результаты!

Читать статью целиком…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *