Сегодня – Праздник Благовещения
Привожу поэтому духовную беседу брата Иоханнеса.
Брат Иоханнес говорил:
— Знаете ли вы, что было не одно Благовещение, а два? И знаете ли вы, которое из них важнее?..
Обычно весть тем важнее, чем выше достоинство лица, которое ее сообщает.
Важно и то, при каких обстоятельствах ее сообщают, и, конечно, содержание самой вести.
Первое Благовещение было от Ангела; второе — от Самого Христа.
Первое Благовещение произошло в Вифлеемской горнице, второе — на Голгофе.
В первом Благовещении говорилось об обещании, во втором — об исполнении.
Ангел сказал Марии: «Родишь Сына».
Христос сказал Марии: «Се, сын Твой», и указал при этом — на кого Он указал?
Вы скажете: на св. Иоанна Апостола? Вы правы; но сам св. Иоанн в своем Евангелии нигде не называет себя по имени, но говорит: «ученик, которого любил Иисус».
Почему он так делает? — Он делает так, чтобы не замыкать на одной-единственной личности ту реальность, которая относится ко всем: ибо кто тот ученик, которого любит Иисус? Спросим лучше: а кто тот ученик, которого Иисус не любит? — и мы сразу же поймем, что эти слова относятся ко всем ученикам Христовым. Иисус говорит Марии: «Се, сын Твой» о каждом из нас.
Слова Христовы — не метафора; крест не место для метафор. «Се, сын Твой», значит, тот, которого Ты родила. Вот он, тот сын, о котором Тебе было сказано, что Ты его родишь. Вот оно, второе Благовещение; вот он, Твой сын.
Нам это может показаться нелепостью, но Мария это поняла и восприняла, как реальность, потому что знала Того, Кто говорил к Ней.
Мы должны уметь отличать реальность от символов, которые ее обозначают.
Как в Евхаристии хлеб и вино только символы, а реальность — Тело и Кровь Христовы, так телесный факт рождения св. Иоанна от другой женщины, факт рождения каждого из нас от своей собственной матери, и то, что телесно Мария родила одного только Иисуса, не должны заслонять от нас ту реальность, что, рожая Иисуса, Мария родила Церковь, Тело Церкви, и делаясь Матерью Иисуса, Она стала Матерью каждого из нас.
Это и подтверждает Иисус, говоря ученику, которого Он любит: «Се, Матерь твоя».
Если мы не научимся различать за символами реальность, мы уподобимся тем людям, которые, завидев указатель с надписью «Париж», облепят его и будут радостно восклицать: «Ура, мы в Париже!», тогда как до Парижа еще сотни километров. Надо смотреть на указатели, считаться с ними, быть им благодарными, но нельзя слишком на них задерживаться, иначе мы никогда не доберемся до нашей цели.
Сказать: «Мария наша Мать» это как написать указатель. Чтобы добраться до реальности, нужно взять Ее к себе и жить с Ней, как это сделал ученик, которого любил Иисус.
Родив Иисуса, Мария родила Церковь телесно; живя с учеником Иисуса, Мария рожает Церковь духовно.
Кто был первым учеником, больше всего научившимся от Иисуса? — Мария!
Ее Он учил гораздо больше, чем всех других, чем всю остальную Церковь.
Сколько времени Иисус проповедовал? — Три года!
А сколько времени Он прожил с Марией? — Тридцать лет! Тридцать лет Он провел только с Ней и учил только Ее: прежде всего, самим Своим присутствием, самим общением. Может показаться: какое расточительство! Тридцать лет на одного человека, а ведь уже в двенадцать лет Он изумлял Своей премудростью учителей закона!
Но и после этого, еще целых восемнадцать лет Он потратил на одну только Марию, и учил одну только Ее! Надо ли после этого удивляться, что никто, как Она, не познал тайн Иисуса, тайн Божиих, и никто, как Она, не может им научить?
И станем ли мы теперь спрашивать, читая Пролог Евангелия св. Иоанна, откуда у него такая премудрость и кто открыл ему такие тайны, ибо он первый на страницах Священного Писания называет Иисуса Богом? — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»!
Эти слова написаны человеком, который не один год прожил вместе с Марией и видел Ее так, общался с Нею так, как Она видела и общалась с Иисусом, и «сохраняла все слова Его, слагая в сердце Своем».
Вот откуда доносятся к нам Его слова — из сердца Марии, через ученика, которого любил Иисус.
Живя с Марией, осознавая реальность Ее присутствия в нашей жизни — ибо через крещение мы сделались членами Тела Христова и постоянно приобщаемся к Самому Иисусу в святом причастии, т.е. мы едины с тем самым Телом, Которое Мария родила, и Она действительно, а не метафорически, наша Мать, — мы оказываемся восхищены к высотам созерцания тайн Божиих; но подлинность такого созерцания мы проверяем по тому, выносим ли мы из него в нашу повседневность братскую любовь.
Члены одного Тела, дети одной Матери, мы должны любить друг друга, как существа самые близкие, как жители и носители одного Царства — Царства Божия, которое внутри нас.
Когда огонь этой братской любви возгорится в нас настолько, что все его отдельные языки в сердцах каждого из нас сольются в одно единое пламя, это и будет то пришествие Сына Человеческого, которое будет, как молния, видно сразу от одного края неба до другого.
Тогда рассеется нелепое недоумение, как это Христос сможет одновременно прийти в Европу и в Китай; ибо любовь способна охватить весь земной шар со всех концов одновременно.
Так сказал брат Иоханнес.
Эта беседа содержится в моей книге «ТАК ПОСТУПАЙ, И БУДЕШЬ ЖИТЬ».
5 баллов!
Брат Иоханнес будет рад; только у них в Бельгии 20-ти бальная система!
Тогда 20 баллов!
Да, брат Иоханнес действительно очень интересный человек, такой крепыш-фламандец, принадлежит к новой конгрегации св. Иоанна Богослова, их еще называют «серые братья» или «серенькие» (les petits gris) по цвету хабита.
А где о них можно почитать (если не на русском, то хоть на английском)?
На русском — вряд ли, на английском — посмотрю, скажу.
Вот их сайт, на всех языках:http://www.stjean.com/
А проповедь и впрямь поучительная. Никогда не смотрел на это с такой стороны и не пытался понять именно буквально, и что Иисус имел ввиду буквально то самое, о чем говорил Марии и Иоанну. Однако…