Из постоянной готовности ко смерти ты сможешь извлечь также и следующую пользу: если у тебя будет в обычае всегда и во всем поступать сообразно христианской добродетели и хорошо исполнять все свои дела, тебе предстоит смерть, достойная христианина; если же ты не привыкнешь поступать так заблаговременно, то тебе попросту нехватит времени на то, чтобы стать добродетельным перед смертью; ибо с какой стати тебе удастся сразу то, за что ты прежде никогда не брался? Просить умирающего грешника, проведшего жизнь преступно, совершить акты любви к Богу, веры, надежды, покорности Провидению, смирения, подчинения воли Божией, — это говорить с ним на языке, которого он вовсе не понимает: к тому же в тот момент душа его будет слишком подавлена страданиями, чтобы быть способной заниматься чем-то еще, кроме своих скорбей. А если и приходится порой услышать как такой умирающий грешник произносит подобные акты, то часто это не больше, чем повторяемое без смысла эхо последних слов исповедника или того, кто присутствует при этом последнем переходе. Ибо сколько раз, возвратившись, так сказать, от врат смерти, недавние умирающие забывали всё то, что говорили перед смертью! Очевидное доказательство, что говорили там уста, но не сердце. Задумайся над этим.
Наконец, чтобы обеспечить себе святую смерть, выполняй следующие три условия:
1) Каждый месяц выбирай какой-нибудь день, в течение которого серьезно размышляй о смерти;
2) Едва почувствуешь, что более или менее серьезно заболел — приготовь себя к самому худшему;
3) Имей при себе верного друга, который, как только твоя жизнь окажется в опасности, не замедлит тебе сказать об этом. Этот совет — наилучший из тех, что я могу тебе дать, ибо скольких из нас смерть застигает врасплох только потому, что рядом не находится друга, который мог бы взять на себя смелость сообщить о грозящей нам опасности! Задумайся над этим.
Пример:
Фердинанд, король Кастилии и Леона, заболев под самое Рождество, не терял ни минуты из того драгоценного времени, которое у него оставалось, чтобы приготовиться к смерти, ибо понимал, что болезнь, какой бы легкой она вначале ни казалась, с течением времени может привести к самым серьезным последствиям. Вот почему, причастившись Святых Тайн, он собрал вокруг себя епископов, аббатов и священников и приказал вести себя в церковь, облачившись при этом в великолепный королевский наряд. Там, преклонив колени возле алтаря, он обратился к Богу со следующими словами: «Господи! Ты единственный Властелин мира, сотворивший землю и все царства на ней. Это по Твоей милости мне дано царство, в котором я властвую. Оно было у меня до тех пор, пока это было угодно Твоему Провидению, а ныне я возвращаю его в Твои руки, и единственное, о чем я прошу, Господи, чтобы по выходе из этого мира я удостоился быть причастником Твоего Небесного Царства, для которого Ты сотворил меня». Произнеся эти слова, он снял с себя корону и мантию, сложил с себя все знаки королевского достоинства, после чего со слезами на глазах стал просить у Бога прощения за все совершенные им грехи, а затем надел власяницу и принял соборование. Он прожил ещё два дня, находясь в том же месте, где он воздал столь достойное поклонение Всемогуществу Божию, и там же почил на руках святых прелатов, которых он призвал присутствовать при этом страшном переходе от времени к вечности. (Годескар, 30 мая)
Последуй примеру этого монарха — и смерть никогда не застигнет тебя врасплох. Задумайся над этим!
(Продолжение следует)