Другой пример:
«Я видел, — говорит аббат де Шуази, — да, я видел человека, умиравшего в ужасных сомнениях. «Я признаюсь, — говорил он, — что не знаю, что произойдет. Я никогда не задавался сомнениями на этот счет, но теперь я сомневаюсь; я нахожусь в страхе, которого никогда прежде не предвидел». «Но, — возразили ему, — попросите у Бога прощения; может быть, для вас ещё есть время примириться с Ним?» — «Нет, — отвечал тот, — Бог ни за что меня не простит; вот уже тридцать лет, как я презрел Его». (Аббат де Шуази, «Христианские размышления»).
А вот случай ещё более необычайный, свидетели которого здравствуют и поныне. Некий человек, взявший себе за правило всю свою жизнь ни во что не верить, и отказавшись перед смертью прибегнуть к помощи религии, громко спросил своих близких, которые со слезами на глазах окружали его ложе: «Который час?» — «Десять часов», — отвечали те. Ровно через час больной повторил свой вопрос, затем ещё через час спросил то же самое, и ему ответили, что уже полночь. «Вот, — вскричал он тогда голосом, который заставил всех присутствовавших похолодеть от ужаса, — вот наступает час и мгновение, когда начнутся мои бесконечные мучения!». И с этими словами он испустил дух. («Помутнение разума, или Граф де Вальмон» аббата Жерара). Задумайся над этим!
Я хорошо знаю, что ещё тебе мешает извлечь из размышлений о смерти необходимый урок для себя. Крепкое здоровье, которым ты наслаждаешься, и цветущий возраст, в котором ты пребываешь ныне, заставляют тебя смотреть на смерть как на нечто весьма и весьма отдаленное. То обстоятельство, что ты совсем ещё молод, вселяет в тебя уверенность в том, что ты не можешь умереть внезапно; но увы, вспомни: разве в твоём возрасте не умирают? Сколько молодых людей одних с тобою лет, из твоих друзей или родственников, находившихся в одних с тобою условиях, таких же здоровых и сильных, как ты, оказались уже в числе мёртвых? Разве тебе не слышен их призывный голос, доносящийся из глубины могилы? — «Помни об участи моей, ибо такова же будет и твоя; вчера был мой черед, сегодня, может быть, наступит твой». Не кичись ни возрастом, ни здоровьем: смерть не считается ни с тем и ни с другим, — говорят они тебе, — и наш пример должен убедить тебя в этом. Не заблуждайся, она не пощадит и тебя так же, как и нас. С каждым прожитым днём ты ещё на шаг приближаешься к могиле. Задумайся над этим!
Ложное доверие, с которым мы относимся к нашему цветущему возрасту и здоровью, приводит к тому, что большинство людей бывает застигнуто смертью врасплох, ибо она приходит тогда, когда её меньше всего ждут. Вот почему Сын Божий так часто призывает нас «всегда бодрствовать, потому что никто не знает ни дня, ни часа» (ср. Мф 24,42); и каждодневный опыт учит нас, что нет почти что никого, кто бы не заблуждался на этот счет; что даже тяжелобольные часто воображают, будто они проживут ещё несколько дней, в то время, как жить им остается не более минуты. Что же говорить о тех, которых крепкое здоровье как будто защищает от неожиданной смерти; и вместе с тем, скольких ежедневно уносит внезапная смерть, в то время, как они воображали, что ничего не угрожает их спокойствию и благополучию! Не придется ходить далеко за поисками примеров: их каждый день достаточно перед глазами у каждого из нас, и как знать, может быть, и сам ты скоро послужишь таким примером для других! Задумайся над этим.