ГЛАВА IV
О смерти
Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что такое смерть?
Смерть — это полный и окончательный разрыв со всем, что есть на этом свете. Когда ты приблизишься к этой роковой черте, у тебя не останется более ни друзей, ни радостей, ни занятий, ни богатства. Обладай хоть всеми благами мира — они будут сопутствовать тебе только до твоей могилы: лишь гроб да саван останутся с тобою до конца. Задумайся над этим.
Эту истину подтверждает каждый прожитый нами день. Бесспорное тому доказательство — смерть великих мира сего: что сумели они взять с собой, уходя на тот свет?
То, что сделал перед смертью Саладин, сарацинский владыка, столь знаменитый своими завоеваниями, яркий тому пример. За минуту до смерти он приказал позвать к нему знаменосца, который носил перед ним его знамя во всех сражениях, и повелел тому надеть на острие копья черную материю, в которую его должны были завернуть для погребения, и, подняв это копье, как знамя смерти, которая восторжествовала над столь грозным владыкой, носить его перед народом, восклицая: «Вот все, что великий победитель и владыка Востока Саладин уносит с собой из всех богатств и славы, которые он добыл себе своим мечом!» — Вот зрелище, заслуживающее самого пристального внимания со стороны всех людей, как пример суетности мирского величия, который должен научить нас, что если происхождение или судьба возвысили тебя над всеми остальными людьми, то смерть, которой предстоит уравнять тебя с наиболее жалкими и убогими, не оставит тебе ровно ничего из того, что когда-то составляло твое величие и славу, и лишь душевные блага и добродетель помогут тебе быть избранным для жизни, ибо ничего другого не сможешь ты представить пред Судом Господним. Задумайся над этим.
И если смерть должна лишить нас навсегда всех преходящих благ этого мира, которыми мы не сумеем пользоваться долее нескольких лет, то зачем же мы так настойчиво за ними гонимся, и почему к ним так привязываемся? Разве не лучше отныне пожертовать их Богу, совершенно от них отказавшись или, по меньшей мере, умерив наше к ним влечение? — сейчас ты можешь это сделать без великого труда, но с великой для себя заслугой, в то время как при смерти придется это сделать с большим трудом, ибо невозможно покидать без скорби то, чем владел с привязанностью, — и притом без особой заслуги пред Богом, тем более, что этот отказ произойдет помимо твоей воли, так что это скорее земные блага тебя покинут, а не ты их. Задумайся над этим.
Пример:
Св. Франциск Борджа не смог бы достичь столь высокой степени святости, ради которой ныне почитают его все верные, если бы он поступил, как прочие люди, которые стремятся порвать со своей привязанностью к земным благам сколь возможно позже. Вот как произошло его обращение:
Когда умерла королева Изабелла, он, будучи вице-королем Каталонии и герцогом Кандийским, получил приказ императора Карла V сопровождать тело почившей государыни в Гранаду, чтобы предать его там земле. Но, будучи обязан вскрыть гроб, чтобы, согласно обычаю, удостовериться, что это действительно тело королевы, он был так поражен, увидев, сколь обезображено смертью ее лицо, что тут же, проникшись безмерным презрением ко всему земному, принял решение покинуть мир как можно скорее, что и исполнил, посвятив себя служению Всевышнему в монашестве. Мысль о смерти и о бренности всего земного оказала столь глубокое воздействие на его душу, что он непрестанно повторял: «Счастлив тот, кто, презрев все земное, умирает двадцать четыре раза на дню, и может повторить вслед за апостолом Павлом: Я умираю каждый день (1 Кор 15,31)» (Вержюс, «Жизнь Святых»).
Можешь ли и ты сказать то же самое? И знай: таково непременное условие, которое необходимо исполнить для того, чтобы хорошо умереть. Задумайся над этим!
(Продолжение следует)