ГЛАВА III
О грехе
Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что единственное, что мешает нам достичь предназначенной для нас Господом цели и, следовательно, то, чего мы должны всячески избегать, — есть грех? И если ты действительно в этом убежден, то, подумай, можно ли быть до такой степени врагом самому себе, чтобы предпочесть доставляемые грехом преходящие удовольствия вечному счастью, для которого ты создан? Ясно ли ты представляешь себе последствия подобной сделки? Мыслимо ли добровольное отречение от права на Царство Небесное, которое Иисус заслужил для нас ценой Своей крови? И что бы ты подумал о человеке, который, будучи вырван из грязи, поднят из отребья милостью какого-либо великого владыки для того, чтобы наследовать его царство, вдруг отрекся бы от него и использовал его милости для того, чтобы оскорблять своего благодетеля, и даже простер бы свою неблагодарность до такой степени, чтобы перейти на сторону его злейшего врага, для которого он при этом всего лишь жалкий раб? Так знай, что ты поступаешь точно так же по отношению к Богу каждый раз, когда впадаешь в смертный грех. Задумайся над этим.
Если же ты все еще сомневаешься в ужасных последствиях содеянного греха, если тебе трудно поверить в то, что минутная ошибка лишает тебя неба, напомни себе о том, что говорит нам вера о наказаниях, которые Господь посылает согрешившим.
Бог, сотворив ангелов и украсив их всеми совершенствами, наделив их превосходными природными и благодатными дарами, раскрыл им тайну воплощения Сына Своего и приказал им поклоняться Бого-Человеку. Некоторые из них, предводимые Люцифером, возгордившись своими совершенствами, отказались подчиниться повелениям Творца. Тогда Господь наказал непокорных, низвергнув их в бездну преисподней, и не дал им ни минуты для раскаяния, не посчитавшись ни с природными их совершенствами, ни с возвышенным их положением, ни с даром высокой мудрости, которым Он их наделил.
Адам также испытал на себе ту же суровость правосудия Господня. Бог создал его изначально праведным и щедро одарил его всеми милостями, совершенной способностью владеть своими чувствами, наделил его даже даром бессмертия, и все эти привилегии были обеспечены также и его потомству, в случае, если он будет верно следовать повелению Божию; Он поместил его в земном раю и дал право вкушать от всех имеющихся там плодов, за исключением одного, на который Он ему особо указал, так, что если он нарушит сей запрет, он и все его потомство будут лишены всех этих высочайших благ и подвержены всевозможным скорбям. Но Адам, в угоду Еве, вкусил от запретного плода и тотчас же был изгнан из земного рая и лишен всех милостей и благ, которыми его одарил Творец. Он был осужден на долголетнее покаяние и отныне «в поте лица своего ел хлеб свой» (Быт 3,19). Вместо блаженного мира, которым он наслаждался, пока чувства его подчинялись его разуму, он стал вдруг ощущать тревогу и беспокойство, которые были вызваны мятежом его страстей. Но увы, наказание Адама не ограничилось этим: отныне все его потомство наследует его грех и все его невзгоды.
Если Господь столь сурово покарал ангелов только ради минутного греха, совершенного лишь однажды и только в помысле, не оставив им ни малейшего времени для раскаяния, если Адам и его потомство наказаны столь страшно только лишь за непослушание одной заповеди, то что же будет с тобой, который не перестаешь грешить даже после того, как столько раз получал прощение? Задумайся над этим.
Вот о чем хорошо помнила королева Бланка, мать короля Людовика Святого; она, ясно представляя себе все безмерное зло греха и желая внушить к нему ужас и своему сыну, не раз говорила ему, что скорее предпочла бы увидеть его мертвым, нежели смертельно оскорбляющим Бога. Эти слова оставили столь глубокий след в сердце великого монарха, что в завещании, оставленном им своему старшему сыну Филиппу, он говорит: «Мой сын, берегись оскорбить Бога даже тогда, когда тебе пришлось бы вынести самые ужасные мучения на свете».
Видишь ли и ты в грехе наихудшую из бед, какие только могут случиться в этой жизни? Расположен ли ты скорее претерпеть многие невзгоды и муки, чем согласиться на грех? А если да, то как же кратковременное наслаждение оказывается сильнее всех этих соображений? Задумайся над этим!