Задумайся над этим! (II глава)

ГЛАВА II

О конечной цели человека

Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что человек приходит на этот свет только ради Бога, т.е. для того, чтобы Его любить, восхвалять, слу­жить Ему в этой жизни и обладать Им вечно в жизни будущей? Вот каков должен быть постоян­ный объект всех твоих забот, цель всех твоих на­чинаний и венец всех твоих действий. Воистину, единственное, чем дóлжно заниматься человеку, это искать своего спасения, служа Богу, ибо без этого все остальное ровно ничего не стоит. Будь ты хоть властелином вселенной и самым счастливым из людей по мирскому разумению, ты заслуживаешь величайшего сожаления, если преходящие земные блага предпочитаешь вечной истине и столь несчастен, что сам себя осуждаешь; ибо сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16,26). Что теперь всем великим завоевателям древности до того бессмертия, которого они добились для себя на страницах истории? Да, время от времени в их честь раздаются хвалебные речи, но они ни в малой мере не способны облегчить горечь их страданий, какие они уже так давно испытывают и какие они будут продолжать испытывать в течение всей вечности в аду. Задумайся над этим!

Когда ты явишься пред лице Господне, Он не спросит тебя, был ли ты богат, могуществен, ве­лик, значителен для мира; Он тебя не спросит, до­бился ли ты каких-либо успехов в жизни, занимал ли важные государственные должности? Но спро­сит, делал ли ты что-нибудь для своего спасения; заботился ли о приобретении добродетели больше, чем о приобретении благ земных, одним словом, трудился ли ты ради той конечной цели, ради ко­торой ты пришел на свет? Что сможешь ты отве­тить? Задумайся над этим.

И как было бы хорошо, если бы все люди были так же убеждены в этой истине, как те семеро братьев, о которых рассказывается во 2 Книге Маккавейской, чье мученичество является неопровержимым свидетельством их пламенной веры!

Пример:

Царь Антиох, за 200 с лишним лет до Рожде­ства Христова овладевший Иудеей, желал заста­вить народ Божий отречься от закона Божия, и потому подверг его жестоким гонениям, пону­ждая к отступничеству. В числе многих других были схвачены семь братьев с матерью и прину­ждаемы царем есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: «О чем ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие за­коны». Тогда царь, озлобившись, приказал раз­жечь сковороды и котлы. Когда они были разо­жжены, тотчас приказал отрезать язык приняв­шему на себя ответ и, содрав кожу с него, отсечь члены тела, в виду прочих братьев и матери. Ли­шенного всех членов, но еще дышащего, велел от­нести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, оставшиеся братья вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, в на­дежде на жизнь будущую и вечное счастье, ради которого они были созданы, и говорили: «Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицем народа: «и над рабами своими умилосердится». Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело? Он же, отвечая на отечествен­ном языке, сказал: «нет». Поэтому и он принял му­чение таким же образом, как первый. Быв же при последнем издыхании, сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жиз­ни вечной». И так мужественно погибли осталь­ные братья один за другим. Наиболее же достой­на удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, мужественно переносила это в наде­жде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужским ду­хом, она поощряла каждого из них и говорила им: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вас дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак Творец мира, Который об­разовал природу человека и устроил происхожде­ние всех, опять даст вам дыхание и жизнь с ми­лостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы». Антиох же, думая, что его прези­рают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений, она согласилась уговаривать сына. Наклонившись же к нему, она так говорила на отечественном языке: «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими».

Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: «Чего вы ожидаете? Я не слушаю повеле­ния царя, а повинуюсь повелениям закона, дан­ного отцам нашим через Моисея. Ты же, изобре­татель всех зол для народа Божия, не избегнешь рук Божиих. Мы страдаем за свои грехи. Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по заве­ту Божию получили жизнь вечную; я, как и бра­тья мои, предаю и душу и тело за отеческие зако­ны, призывая Бога, чтобы Он скоро умилостивил­ся над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш». Тогда разгне­ванный царь поступил с ним еще жесточе, неже­ли с прочими, негодуя на посмеяние. Так и этот положил жизнь чистым, всецело положившись на Господа. После сыновей скончалась и мать (2 книга Маккавейская, гл. 7)

Находишься ли ты в таком же расположении духа, как эти святые мученики? А следовало бы; ведь ты рассчитываешь получить такое же сча­стье, что и они, и создан ты для той же, что они, цели. Готов ли ты пожертвовать всем ради своего вечного спасения? Задумайся над этим!

Комментарии 0

  • «Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что человек приходит на этот свет только ради Бога, т.е. для того, чтобы Его любить, восхвалять, слу­жить Ему в этой жизни и обладать Им вечно в жизни будущей?»

    Казалось бы очевидная вещь. И, помнится, при подготовке к крещению это заучивалось наизусть. Но в жизни теряется этот основной мотив — ради чего это всё.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *