Сегодня, в четверг 11-й недели рядового времени, на литургии читается Евангелие от Иоанна, 15,1-8:
Иисус сказал ученикам Своим: Молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
__________________
Не скажу, чтобы «прощение согрешений наших» волновало меня в первую очередь, и я не один такой, наверное. Вот и у Елизаветы Перегудовой сказано, помните? —
«Все жаждали, как спасенья,
Прозренья и новых сил,
Но только грехов прощенья
Никто из них не просил!»
Ну да, эка забота — прощение! Недели не прошло, как был на исповеди, и ещё пойду, когда положено, и во всём, как надо, исповедуюсь, ничего не скрою, обо всём подумаю, как исправиться, ну, и хватит об этом! Есть о чём ином побеспокоиться, особенно если не хватает здоровья, или денег, или лада в семье, или карьерного роста… Вот о чём бы надо попросить, пускай не многословно, как язычники, а вполне по-христиански, но — получается, что и просить особенно не надо, ибо «знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду»… — А если знает, то чего же? Где здоровье, где выигрыш по лотерее, где улыбка супруга, где благосклонность начальства? И правда, где?!
Ответ известен, сколько мир стоит, и половина текстов Священного Писания — о нём же. Отец наш Небесный желает не столько того, чтобы нам было хорошо, сколько того, чтобы мы сами были хороши. Любой разумный отец желает того же своим детям. Но Бог, в отличие от любого отца, способен и адекватно вознаградить своих детей за «хорошесть»; если же мы считаем, что вознаграждены недостаточно, следует сделать отсюда логичный вывод: значит, и «хорошесть» наша недостаточна. Надо бы добавить. Таков христианский рецепт успешной жизни — хочешь, чтобы тебе было хорошо, сам будь хорошим.
Но что значит «быть хорошим» в нашем положении? — На собственный вкус мы, в общем-то, и так довольно хороши, в чём же дело? Вопрос не так прост, как кажется: если я понимаю, что недостаточно хорош, но при этом не понимаю, в чём эта недостаточность состоит, то как же я могу с ней бороться, от неё избавиться? А если даже понимаю — грехи напоминают, — то разве я могу изгладить все последствия своих скверных поступков, и внутренних, и внешних? — Увы, увы! Тут-то и вспоминаешь о прощении: исправить ничего нельзя, а вот простить всё можно. Поэтому и надо искать у Бога прежде всего прощения, а найдя, следом дождаться и всего остального.
Как его искать, Господь нам объясняет с обычной Своей практичностью: ставя перед нами задачу, Он никогда не упускает указать и способ её выполнения. Ищете прощения? — Прекрасно и спасительно! Но даже не знаете толком, что именно надо вам прощать? — А вам и знать этого незачем! Ведь не сами же вы себя прощаете, прощает Бог, Которому всё досконально ведомо. Зато вам очень даже ведомо, за что прощать вот этих ваших ближних, вот это ваше окружение: все их грехи и недостатки у вас, как на ладони! Их и прощайте. И тогда простит вас Отец ваш небесный. Аминь.