Вторник 28-й рядовой недели, год II
Евангельское чтение (Лк 11,37-41):
Один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто.
______________________________
Комментарий
Священную заповедь нашей «стерильной» цивилизации — «Мойте руки перед едой!» — Господь нарушил не для того, чтобы смущать детишек и воспитателей. Позволю себе предположить, что сделал Он это с умыслом: спровоцировать самоуверенных фарисеев, что прежних, что нынешних, задуматься, действительно ли всё у нас в порядке, пока мы скрупулёзно соблюдаем будь то ритуальные, будь то санитарно-гигиенические предписания? Не знаю, как там было у фарисеев, но наша цивилизация, благоухая лосьонами и дезодорантами и сияя улыбчивой политкорректностью, наверняка самая нечистая и жестокая из всех доселе бывших. До полусотни миллионов абортов ежегодно, до полусотни миллионов убитых, и это в самых развитых, самых ухоженных странах! Умытые, улыбчивые, вежливые совершают то, что никакому Ироду и никакому Гитлеру было не под силу.
К сожалению, современное фарисейство не только в этом. 🙁
Ах, мне кажется в этом суть фарисейства: отсутствие стремления быть чистым сердцем. Всё остальное — как следствие.
Чем чище сердце, тем меньше в нём лицемерия, лжи, любостяжания и прочего.
Мне думается, когда достигается некоторое очищение — происходит остановка, оглядывание назад и самоудовлетворение проделанным. И сие опасно.
Ибо тогда сердца охладевают и перестают просить Господа Иисуса сотворить сердце своё по подобию Сердца Иисуса (uczyń serce moje według Serca Twego).
Да, вы правы: выполнением правил мы как бы отгораживаемся от собственной сути, менять и переделывать которую нам то ли лень, то ли боязно, в общем, не хочется. А чтобы никому не повадно было туда лезть, возводим укрепления из правил.
Да, разумеется. Я просто взял самое вопиющее.
Мне подумалось, что если у меня будет чистое сердце, то и грязь мира не пристанет к рукам моим. Ибо грязь мира страшна — не то, от чего мы отмываем руки: от пыли, песка… Ведь то, от чего пытаемся отмыть руки — это прах (прах песка, земли), но из этого праха мы созданы и в него возвратимся. Из праха создано внешнее, и из него же создано внутреннее наше.
Посему важно, чтобы сердце наше было чисто: чисто от грязи мира. Ибо милостыню подают сердцем чистым, всем сердцем.
Тогда и руки чисты будут. Даже не умытые.
Дорогой отец Анри! Поскольку комментировать все Ваши записи нет смысла (я их просто внимательно читаю и стараюсь обдумывать), то повторю лишь Вами упомянутое: «Всегда молитесь и не унывайте». И тогда никакая грязь мира (а она была во все времена, задолго до изобретения телевидения и Интернета, в котором помимо плюсов масса мерзких сайтов) к нам не прилипнет. Быть добрее и терпимее друг к другу — вот все, что требуется от нас, верующие мы или атеисты.
Нет, от атеистов всё-таки требуется ещё перестать быть атеистами. «Неверующий уже осуждён» (Ин 3,18).
Вот представьте себе: пригласили вы домой бродягу, он «пришел и возлег», рук не помыл. На просьбу помыть руки хамовито заявляет: «внутренность ваша исполнена хищения и лукавства»… я бы выгнал засранца взашей.
Товарищи верующие, задумайтесь: почему бог не сделал одиннадцатую заповедь — мыть руки перед едой? Ведь так просто, сколько можно было бы избежать эпидемий, болезней, смертей? Трудно было, детей своих просветить-то…
Уважаемый Олег! Заповедь мыть руки перед едой «сделал» именно Бог, ещё в Ветхом Завете, потому-то фарисеи её и соблюдали. Но в разряд самых главных она не попала (одиннадцатой по счёту не стала) в силу своей сравнительной маловажности. Иисус как раз и корректирует искажённые приоритеты фарисеев, которые маловажное — гигиену — скрупулёзно соблюдают, а первостепенное — любовь и милосердие — забывают. А гигиену мы называем маловажной потому, что Иисус нас хочет уберечь не от эпидемий, болезней и смертей, но, в первую очередь, от смерти вечной. Впрочем, и от земных болезней и смертей никто не избавлял так, как Иисус. И был Он не бродяга, а весьма авторитетный странствующий проповедник, за которым повсюду ходили толпы. Просто бомжа, которому можно указывать: «Руки помой, а то за стол не пущу», — фарисей бы к себе в дом не пригласил. Вы, наверное, тоже.