Деревня Замарте, где находится кармелитский монастырь, в котором я провел всю прошлую неделю, расположена на северо-западе Польши, в сторону Гданьска, за Быдгощем. Ближайшая станция — Хойнице, от Варшавы прямым поездом 6 часов, а не прямым, которых большинство — все 8. Оттуда до Замарте еще 11 километров, или 2 часа бегом, как сказал мне о. Марцин, самый молодой из кармелитов, с которым я познакомился уже в поезде: он возвращался домой из Варшавы.
Впрочем, бежать нам не пришлось, настоятель приехал за нами на машине, и через 15 минут мы уже были в монастыре.
Монастырь, а точнее, «дом формацийный» (в буквальном переводе «воспитательный дом»(!)) для новициев невелик: двухэтажное старое здание, примыкающее ко храму, правда, из крыши еще выглядывают своими окнами мансарды, а новициев, или, по-нашему, послушников там всего пятеро: симпатичные молодые ребята, которые откровенно рады своему призванию и весело и бодро выполняют связанные с ним обязанности — видел их за молитвой, молятся усердно, видел и ел плоды их трудов на монастырских грядках: овощи и вкусную клубнику.
Отцов-воспитателей шестеро, но застал я только четверых: один лежал в больнице, другой был в отъезде. Вот и вся монастырская братия. По нынешним временам, однако, и этого немало.
Особенность кармелитского призвания — это глубокая созерцательная молитва. Кто читал замечательную книгу о. Анри Каффареля «В присутствии Бога», тот имеет о ней представление, а кто нет — до конца недели она появится у нас на сайте, непременно прочитайте.
В монастырском расписании ей посвящается два часа ежедневно, час утром, час вечером, в «доме формацийном» — час сорок пять минут, утром короче в силу особенностей распорядка.
Это — кроме «обычных» молитв, в частности, литургии часов, и, разумеется, мессы.
С «теорией» такой молитвы я слегка знаком (как оказалось, гораздо более «слегка», чем до сих пор казалось), но мне хотелось услышать «вживе», и я спросил о. Иосифа, самого пожилого из монахов (ему 73 года):
— Как молиться? Вот например, я новиций, только что поступил, и спрашиваю: как молиться? что бы отец ответил? — по-польски, как известно, вежливо обращаются друг ко другу в третьем лице.
— Как молиться? — с легкой иронией переспросил о. Иосиф. — Обыкновенно! Как тебя учили молиться в доме. — Польский язык не знает русского различия между «в доме» и «дома», там по-всякому будет «w domu», и поэтому мне пришлось переспросить:
— В родном доме?
— В родном… — подтвердил о. Иосиф.
— В родном доме никто не учил меня молитве. Моя мама крестилась после меня.
— Тогда — как научил нас Иисус Христос: «Отче наш…»
— Молюсь; а как именно?..
И тогда о. Иосиф стал объяснять:
— Молитва «Отче наш» содержит три момента:
1. Поставить себя в присутствие Божие. Бог есть везде, но особым образом Он присутствует в нашем сердце, как и в Святой Евхаристии. Молитва это прежде всего вера и любовь. Вера открывает нам, что Он здесь, и тогда мы можем Его любить… — он процитировал по памяти известный пассаж св. Терезы Авильской: «Молитва это дружеское общение, когда душа общается наедине с Тем, Кто, как она знает, ее любит». — А еще должна быть жажда: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7,37). Иисус говорит о Духе; Он пошлет Духа. Как лодка на воде неподвижна, пока не подует ветер, так душа без дуновения Духа…
2. Забота о делах Божиих: да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя… — и так во всем.
3. Когда мы примем эти заботы, Бог позаботится о нас (тут мне вспомнились слова, сказанные Иисусом св. Терезе: «Тереза, ты заботься о Моих делах, а о твоих Я позабочусь»).
Св. Тереза пишет об этом в своем «Пути к совершенству». Нужно «впасть» в «Отче наш». Многие не отдают себе отчета, какая это богатая и глубокая молитва.
Потом начинается беседа с Богом. В начале можно еще совершить акты смирения, поклонения. Эта беседа может протекать без слов. В конце совершить акт благодарения.
С возвращением о. Анри!Очень даже кстати об "Отче наш"…Куда должно прийти Царствие Его?И должно ли Царствие Его быть на земле как на небе?