Задумайся над этим! (Продолжение)

Пример:

Лактанций, один из Отцов Церкви, живший в IV веке, составил книгу, в которой на трагиче­ском примере богохульников показывает истин­ность христианского вероучения. После рассказа об Ироде, внутренности которого были изъедены червями, и о не менее страшном конце Нерона и Домициана, Деция и Аврелиана (Нерон, Домициан, Деций, Аврелиан и другие перечисленные ниже лица — это римские прави­тели, с особой жестокостью преследовавшие хри­стиан в первые века. – Ред.), он приступает к трагедии Валериана, пленив которого, персы за­живо содрали с него кожу, после чего, посадив его в железную клетку, выставили на поругание. Диоклетиан, продолжает Лактанций, уморил себя голодом; Максимилиан-Геркулес, вступив в кон­фликт со своим зятем Константином, избрал себе наиболее позорную из смертей: он удавился. Мак­симилиан Даза принял яд; его внутренности, вос­пламененные принятым ядом, вылезали нару­жу. Мучась от страшной боли в течение 4-х дней, он грыз землю и бился головой о стены. Его ослеп­шие от муки глаза вылезали из орбит. Ему пред­ставлялось, что он видит Иисуса Христа, восседаю­щего на судейском месте, Который подвергает его тем мукам, каким он подвергал мучеников-христиан, и он кричал: «Это сделал не я! Это сде­лали другие!» Затем, окончательно признав себя побежденным, он время от времени обращался к Иисусу Христу, умоляя Его смилостивиться над ним. Он испустил дух с такими воплями, словно его сжигали. Галерий умер в отчаянии; все его тело было сплошной язвой, и, терзаясь страшны­ми муками, он отменил приказы о гонениях.

Известно, как закончили свои дни Максен­ций, Сициний, Валент. В последующие века мы находим те же ужасные примеры. Среди всех смертей этих нечестивцев я не могу обойти сторо­ной смерть Юлиана-Отступника и его дяди и со­правителя Юлиана, которым святые мученики Василий Ансирский и Феодорит предрекли самый ужасный конец. Юлиан выступил в поход против персов, положив по возвращении искоренить са­мое имя христиан. В случайной стычке враже­ская стрела поразила его в печень. Тогда ему по­казалось, что он видит Иисуса Христа на облаке небесном, и вот, зачерпнув крови, которая обиль­но текла из его раны, он швырнул ею в небо и воскликнул: «Вот как, Галилеянин! Ты преследу­ешь меня даже посреди моей армии! Но хоть я и ранен Тобою, у меня ещё хватит сил отвергнуть Тебя, умирая; вот Тебе, насыщайся моею кровью и торжествуй победу над Юлианом». И немного спустя он умер. Так рассказывают очевидцы, чьи свидетельства приведены в Деяниях св. Феодори­та; там рассказывается далее: «Мы, грешные слу­жители Божии, записали со всею точностью все, воспоследовавшее за кончиной блаженного Феодо­рита, чему мы были свидетели, живя в Анти­о­хии во дворце цезаря и последовав за ним в Персию. Соправитель Юлиан принял участие в нечестивом жертвоприношении. В тот же вечер он был охвачен жестокими болями в желудке и во внутренностях. Роковой кусок идоложертвенного мяса, который он проглотил в языческом храме, раздробил ему печень, и он теперь изрыгал время от времени её куски. Она сделалась как бы зараженным гнездилищем червей, непрестанно вылезавших оттуда. Наконец, когда страдания сделались невыносимыми, он послал просить своего племянника-императора открыть церкви. «Это по твоей вине я страдаю, — велел он передать ему, — и умираю потому, что был слишком снисходителен к тебе». Он велел своей жене просить христиан, чтобы они молились о нем. Он испустил дух, будучи изъеден червями, испытывая неимоверные страдания и умоляя, подобно Антиоху, о милосердии Божием, Который отяготил на нем руку Свою» («Деяния св. Феодорита и др.»).

Пусть неверующий, пребывая в неуверенно­сти, восклицает, подобно известному нечестивцу наших дней: «Я не знаю, откуда я пришел; я не знаю, куда я иду; какова будет моя участь? Ад или ничто?» Нетрудно себе представить, какую скорбь и тревогу должны вызывать такие чувства в умирающем нечестивце! Он надеется на ничто, он вопрошает его, он взывает к нему; но отвечает ему только ад. Пусть он всегда был уверен, что религия и её учение о вечном аде не доказаны, или хотя бы только всегда сомневался в этом, но что же даст ему это его сомнение на смертном одре, когда он осознает, что его нечестие не принесет ему полного уничтожения? Что он вовсе не будет погружен в ничто из-за того только, что он в это верил или этого желал? Что, если религия оказалась истиной, если Иисус Христос воистину его Бог и его Судия, то самые сомнения, которые он позволял себе, будут достаточны для того, чтобы предать его вечному проклятию? Задумайся над этим.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *