Стоит ли быть блаженным?

Вступительная беседа цикла «Школа радости», посвящённого Заповедям Блаженства. Впервые эти беседы были опубликованы в журнале «Святая Радость», Москва, а затем в сборнике «ТАК ПОСТУПАЙ, И БУДЕШЬ ЖИТЬ», электронная версия которого имеется в библиотеке сайта

Ты держишь в руках журнал «Святая Ра­дость». Скорее всего, ты молод, а в молодости радоваться так естественно!

Только ведь радость разная бывает: можно радоваться цветку или рассвету, а можно — неприятностям у соседа; радость может быть глуповатая, ду­рацкая, даже вредная и злая — это когда одни радуются за счет других… Она тогда и называется по-другому: злорадство.

Но бывает и святая радость, та, которая ни­кому не чинит обиды, но готова распростра­ниться на всех, одарить всех, и от которой душа не слабеет, но укрепляется. Именно та­кою радостью радуются святые.

Может быть, ты удивишься: как, разве свя­тые радуются? Они же только и знают, что хо­дят с унылы­ми физиономиями, поют зауныв­ные песнопения и мучают себя и других то по­стом, то власяницей…

Такое представление — карикатура, однако первыми ее придумали, к сожалению, не враги святости, а ее друзья, правда, такие, которые плохо ее по­няли. Конечно, святым случалось (и случается) сокрушаться, поститься, умерщ­вляться, но суть святости совсем не в этом. А в чем? — Попробую пояс­нить на примере.

Случалось ли тебе влюбляться? Помнишь, как в этом состоянии тебе все нипочем, готов и целую ночь под окном простоять, хоть в мороз, хоть под до­ждем, готов не есть, не пить, не спать…

А теперь представь, что о влюбленности рассказывает человек, который самого чувства не знает, а только видел, как себя ведут влюб­ленные. И вот он говорит:

Влюбленность, ну, это когда не едят, не пьют, не спят, а еще ночи напролет под окном стоят, хоть в мороз, хоть под дождём… — Ка­кой ужас!

Рассказы о святых тоже могут вызвать ужас, если забыть о том, что ими двигало. Свя­тым по­везло: они влюбились в Господа! Потому и нипо­чем им были посты и власяницы.

…Непременно ли нужно быть святым, чтобы радоваться святою радостью? — Скорее, напро­тив: нужно радоваться святою радостью, чтобы быть свя­тым. Именно радость Господь принес на землю, радость освобождения, ра­дость исцеле­ния, радость вечной жизни, веч­ной молодости. Слово «Еван­гелие» значит по-гречески: «Радостная весть». Кто принимает эту радость, тот и святой. Святых иначе называют блаженными, т. е. счастливыми. Можно ли быть счастливым, и не радоваться? Можно ли радоваться, и не быть счастливым? — вот это как раз можно, если радость не святая, а глу­пая, но мы ведь о такой радости больше не го­ворим! А если радоваться святою радостью, то непременно будешь счастлив, т. е. блажен, а значит, свят.

«Вообще-то я ни о чем таком не думал, — скажешь ты. — Куда мне до святости, да и на что мне святость? Я просто хочу быть обычным хорошим при­личным человеком, какому не стыдно перед друзьями показаться, вот и все!».

Да только что же стыдного, если ты прине­сешь друзьям такое сокровище: святую ра­дость? Это ведь не новым альбомом похвалить­ся или штанами! Еще пойди добудь такую ра­дость! — Зато делиться ею будет уже гораздо легче, и, главное, чем больше ее отдашь, тем больше у тебя останется!

Где же нам взять такую радость, в какой школе можно ей научиться, и есть ли такая школа? — Такая школа есть. Занятия в ней на­чались дав­ным-давно, двадцать веков назад, но и сегодня не поздно к ним присоединиться. Вот посмотри: гора, толпа народа обступила Учителя, Который учит ра­дости. Послушаем? —

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, от­верзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом; ибо их есть Цар­ство Небесное.

Блаженны плачущие; ибо они утешатся.

Блаженны кроткие; ибо они наследуют зем­лю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся.

Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы; ибо они будут наре­чены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша на­града на небесах: так гнали и пророков, быв­ших прежде вас»

(Мф 5,1-12)

Так начинается Нагорная проповедь — са­мая знаменитая проповедь на свете. Ее слова­ми (переведенными на все земные языки) люди вдохновляют­ся уже два тысячелетия, а стихи о блаженствах поются на каждой воскресной литургии св. Иоанна Златоуста.

И все же, если ты читаешь Евангелие впер­вые, трудно удержаться от изумления: что же тут блаженного — плакать, быть изгнанным, быть нищим, хотя бы «нищим духом»… Да пол­но! Может быть, это все вообще только для этих, ну, как их… «нищих духом»? Не зря же, наверное, в русском языке слово «блаженный» стало означать не столько счастливца, сколько дурачка!

Но давай не будем спешить. Прежде, чем по­считать дурачками всех блаженных и всех таких далеко не самых глупых людей на свете, как Пушкин и Ньютон, которые веками вос­торгались этими словами, попробуем в них разобраться.

И запомним для начала, что «блаженный» в устах Иисуса значит именно «счастливый». Это уже потом особенности национальной истории приве­ли к тому, что безнаказанно счастливыми удавалось у нас остаться только дурачкам.

Читать Евангелие непросто. Слово «Еванге­лие», как мы знаем, означает: «Радостная весть», но поди попробуй, раскуси эту радость! — впрочем, много ли проку в «легкой» радости?

Читать Евангелие особенно непросто по-рус­ски. Его переводили в самом начале XIX века, двести лет назад, это был еще «допушкинский» язык, от­сюда все эти «отверзши уста свои», «пав на лице свое», «отвечая, сказал» и прочие архаиз­мы. Они, пожалуй, придают тексту тор­жественность, вели­чавость, нелишнюю, чтобы подчерк­нуть его особость, значительность, но ча­сто за величавой формой мы не видим про­стого смысла фразы, а многое, понятное двести лет на­зад, попросту утратило для нас свой смысл, на­долго выйдя из употребления.

Боязнь передавать слова Иисуса простым, до­ступным языком понятна: как бы не прини­зить, не оскорбить святыню. Но Иисус не побо­ялся принизить и оскорбить Свою Святыню, низведя ее с небес на землю; и пришел Он не церемонии разводить, а просто и внятно, обыч­ным разго­ворным языком, ка­ким написан гре­ческий ори­гинал Евангелия, объяснить нам — что? Как Ему хорошо, как Он блажен на небе­сах? — Вовсе нет! Он пришел объяс­нить нам, что это мы — блажен­ны!

Вот посмотрите — если бы Он сказал:

«Блаженны царедворцы и банкиры; блажен­ны владеющие жемчугом и кредитными кар­точками; блаженны те, кто носит порфиру и виссон и костю­мы от Версаче; блаженны чемпионы Олимпийских игр и топ-модели», — словом, перечислил бы все то, за чем так неуто­мимо гонялся и гоняется то­гдашний мир, как и сегодняшний, мы бы легко с Ним согласились, даже сладко вздохнули-облизнулись: еще бы!

Кто не обрадуется носить порфиру и виссон от Версаче с жемчужным ожерельем из кредит­ных карточек на Олимпийском подиуме?

Но сладкий вздох тут же сменяется вздохом разочарования: все это, конечно, хорошо, но не про нас… Сколько на целом свете банкиров и топ-моде­лей? Несколько тысяч? Десятков ты­сяч? Несколько миллионов? — Сколько бы ни было, а вряд ли больше одного процента от на­селения планеты!

Но Иисус пришел не к одному из ста, а ко всем. И говорит Он о блаженствах, доступных любому человеку просто в силу того, что он че­ло­век, независ­имо от длины ног и «кредитного плеча». И по­нятно, что не для того Извечное Слово сошло с небес на землю, чтобы изрекать банальности типа: «Лучше быть богатым, но здоровым, чем бедным, но больным».

По сути, нас и должны удивлять слова Иису­са. Удивляет непривычное, то, с чем не сталки­вался, о чем не думал, к чему не готовился… Бог, присев­ший на горе, чтобы учить Своих учеников, не то, с чем мы сталкиваемся каж­дый день, к чему готовимся, к чему при­вы­кли… Так в праве ли мы ожи­дать, что услышим от Него такое, что не вызовет изумле­ния, недо­умения, даже сопротивления? С чего бы?

Определившись с этим, мы видим, как недо­умение в нас сменяется вниманием, жела­нием и готовностью понять, что же на самом деле озна­чают Его слова? Может быть, действи­тельно, сто­ит попробовать при­мерить блажен­ства на себя? Впору ли нам придется вот это, например? — «Блаженны ни­щие духом, ибо их есть Царство Небесное…».

Комментарии 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *