4 августа
ПАМЯТЬ СВ. ИОАННА-МАРИИ ВИАННЕЯ, СВЯЩЕННИКА
Св. Иоанн-Мария Вианней (Jean-Marie Vianney), известный также как «святой Кюре из Арса», родился 8 мая 1786 г. в Дардийи (Dardilly) под Лионом, в бедной крестьянской семье. С детства отличался верой и благочестием. Его детство и юность пришлись на годы французской революции, когда Церковь жестоко преследовалась, но это не помешало созреть его священническому призванию. Первое Святое Причастие он принимал тайно в 1799 г. Это происходило в амбаре, переоборудованном под временную часовню, а у входа для маскировки стоял воз с сеном. А поскольку приходские школы были закрыты, читать и писать он выучился, когда ему было уже 17 лет, ибо только тогда, в 1803 г., в Дардийи была открыта начальная школа.
По окончании начальной школы, Жан-Мари Вианней с 1806 г. стал посещать школу в Экюлли. Местный настоятель, священник подлинно святой жизни, принявший в нём участие, давал ему уроки латыни. От воинской службы его избавила тяжёлая болезнь. В 1812 г. он поступает в низшую семинарию, однако при такой слабой подготовке и уже немалом возрасте учение даётся ему с большим трудом. В 1813 г. он переходит, однако, в высшую семинарию в Лионе, где преподаватели, жалея необразованного крестьянского парня, настойчиво рекомендуют ему оставить семинарию. Он уже готов был так и сделать и вступить в Братство Христианских Школ, но его отговорил добрый настоятель из Экюлли. Он же заступился за Жана-Мари перед семинарским начальством, и благодаря такому заступничеству, а также в силу значительного недостатка священников, он был допущен к рукоположению во священство. Рукоположение состоялось 13 августа 1815 г. Ему было тогда 29 лет.
Первые три года своего служения он провёл в качестве викария в Экюлли, у своего доброго покровителя. Начало своего священства о. Вианнею довелось провести в обществе пастыря, полного добродетелей и пастырского рвения. После его смерти епископ назначил о. Вианнея викарием-капелланом в деревушку Арс-ан-Дамб (Ars-en-Dembes). Молодой священник нашёл деревенскую церквушку опустошённой и запущенной. Религиозное равнодушие дошло здесь до такой степени, что воскресную службу посещало только несколько человек, общее же число прихожан составляло всего 230. Именно поэтому здесь не было самостоятельного прихода. О жителях Арса с насмешкой говорили, что от скотины их отличает только крещение. О. Вианней, однако, прибыл сюда с большой охотой, не ведая при этом, что тут ему придётся провести 41 год (1818-1859), до самой смерти.
Долгие часы он проводил в молите перед Святыми Дарами. Спал едва по 2 часа в сутки на голых досках. Ел самую убогую и скудную пищу, так что можно говорить о вечном посте. Со всеми был приветлив. Посещал своих прихожан и дружески с ними общался. Постепенно верные привыкли к своему пастырю. Убедившись, что молодой викарий справляется со своими обязанностями, епископ в 1823 г. формально учредил приход в Арсе, и о. Вианней сделался его настоятелем («кюре»). Когда в 1824 г. в деревне открылась школа, он стал учить в ней истинам веры. Доброта пастыря и суровость его жизни, простые и плывущие из сердца проповеди понемногу обращали дотоле равнодушные и запущенные души. Церковка стала постепенно наполнятся в воскресные и праздничные, а затем и в обычные дни. С каждым годом возрастало число приступающих к таинствам.
Несмотря на такие усилия, не всех ещё удалось приобрести для Христа. О. Вианней упрекал себя, что это по его вине, недостаточно за них молюсь и умерщвляюсь. Упрекал он себя и в собственной некомпетентности, и потому умолял епископа освободить его от обязанностей настоятеля. Когда мольбы не помогли, он решил сбежать и укрыться в каком-нибудь монастыре, чтобы не нести ответственности за души других. Епископ, однако, велел ему вернуться, и послушный священник так и сделал. Не все его коллеги понимали суровый образ жизни «кюре из Арса». Одни высказывали ему горькие упрёки, другие смеялись над «чудаком». Но большинство распознало в нём святость и окружало его великим почтением.
Слава святого настоятеля стала распространяться далеко за пределами Арса. Сюда со всех сторон стали стекаться целые толпы, желая исповедаться у святого священника или получить от него совет. Особо привлекала людей его способность читать в душах и дар пророчества. О. Вианнею приходилось долгие часы проводить в исповедальне. На исповедь к нему приходили самые разные люди: от простых крестьян до парижской элиты. Бывало, что, измученный, он стонал в исповедальне: «Грешники убивают грешника!». На десятый год служения в Арсе к исповеди у него приступило 20 000 человек. В последний год его жизни — 80 000 тысяч. А всего за 41 год его служения через Арс прошло ок. миллиона человек. Подобно жившему век спустя святому Падре Пио, он был подлинным «мучеником исповедальни».
Чрезвычайные умерщвления ослабили и без того изнурённый организм. Появились головные боли, желудочные болезни, ревматизм. К физическим страданиям прибавлялись духовные: сухость, скрупулы, беспокойство о своём спасении, страх перед ответственностью за вверенные ему души и перед судом Божиим. Сверх всего этого, диавол в течении 35 лет являлся о. Вианнею и терзал его ночами, не оставляя даже нескольких часов для отдыха. Другие священники поначалу считали, что это горячечные явления, что о. Вианней из-за недостатка питания и чрезмерно суровых умерщвлений находится на грани безумия. Но когда скептики сами оказались свидетелями выходок злого духа, они в панике бежали. О. Вианней принимал это всё как возможность принести удовлетворение справедливости Божией за собственные грехи и грехи тех, кому он давал отпущение.
Исчерпав свои силы чрезвычайной нагрузкой и суровой аскезой, святой скончался в Арсе 4 августа 1859 г., прожив 73 года. В погребении скромного кюре из Арса приняло участие ок. 300 священников и 6000 верных. Погребальную службу проводил епископ-ординарий. Останки святого погребли не на кладбище, а в самой приходской церкви. В 1865 г. там была заложена нынешняя базилика.
Беатификацию Иоанна-Марии Вианнея осуществил Папа св. Пий X в 1905 г., а в юбилейном 1925 году Папа Пий XI провозгласил его святым. Этот же Папа в 1929 г. провозгласил его покровителем всех настоятелей Римской Церкви. В столетие смерти святого Кюре из Арса Папа бл. Иоанн XXIII посвятил ему специальную энциклику.
В иконографии Святой изображается в священническом одеянии, со столой на шее, часто в окружении детей.
Источник: ILG
ИЗ СЛУЖБЫ ЧТЕНИЙ
КАТЕХЕЗА СВ. ИОАННА-МАРИИ ВИАННЕЯ О МОЛИТВЕ
Помните, дети мои: сокровище христианина не находится на земле, оно находится в небе. Значит, наши мысли должны устремляться туда, где находится наше сокровище.
У человека есть прекрасное назначение: молиться и любить. Вы молитесь, вы любите — вот счастье человека на земле!
Молитва это ни что иное, как единение души с Богом. Когда у человека сердце чистое и соединённое с Богом, он ощущает в себе бальзам, пьянящую сладость, сияющий свет. В этом глубоком единении Бог и душа как два кусочка воска, расплавленных вместе, их уже невозможно отделить один от другого. Как прекрасно это единение Бога со Своим малым творением! Этого счастья невозможно понять.
Мы не заслужили дара молитвы, но Бог в Своей благости позволил нам с Собою разговаривать. Наша молитва для Него это благоуханное каждение, от которого Он получает огромное удовольствие.
Дети мои, у вас маленькое сердце, но молитва его расширяет и делает способным любить Бога. Молитва это предвкушение неба, излияние рая. Она никогда не оставляет нас без услады. Это мёд, нисходящий в душу и услаждающий всё. Все тяготы тают перед доброй молитвой, как снег под солнцем.
В молитве время протекает с огромной скоростью, и так приятно, что не замечаешь его течения. Вот посмотрите, когда мне приходилось обходить всю округу, потому что почти все бедные окрестные священники заболели, я молился Богу всю дорогу, и, уверяю вас, время для меня пробегало незаметно.
Есть люди, которые целиком погружены в молитву, как рыбы в воду, потому что полностью принадлежат Богу. В их сердце нет раздвоенности. О, как я люблю такие самоотверженные души! Святой Франциск Ассизский и святая Колетта видели Господа и разговаривали с Ним, как мы говорим между собой. Тогда как мы так часто приходим в церковь, не зная, что мы тут будем делать и о чём хотим просить! А между тем, когда мы идём к кому-то, мы хорошо знаем, зачем к нему идём. Есть такие, которые как бы говорят Господу: «Я пришёл сказать Тебе пару слов, чтобы отделаться от Тебя». Я часто думаю, что когда мы приходим поклониться нашему Господу, мы получаем всё, чего хотим, если мы просим об этом с живою верой и чистым сердцем.
Источник:La Liturgie des Heures, v. 3, p. 1194, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Omnípotens et miséricors Deus,
qui sanctum Ioánnem Maríam presbýterum
pastoráli stúdio mirábilem effecísti,
da, quæsumus, ut, eius exémplo et intercessióne,
fratres in caritáte Christi tibi lucrémur,
et cum eis ætérnam glóriam cónsequi valeámus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже всемогущий и милосердный,
святого священника Иоанна-Марию
чудом пастырского усердия сотворивший,
даруй, просим, да, примером его и предстательством,
наших братьев любовью Христовой к Тебе привлекая,
вместе с ними достичь вечной славы заслужим.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.