ТОРЖЕСТВО НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

8 декабря
ТОРЖЕСТВО НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ
ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ


Истина о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии является догма­том веры. Этот догмат торжественно провозгласил Папа бл. Пий IX буллой Ineffabilis Deus («Невы­разимый Бог») от 8 декабря 1854 г. В булле Папа писал:

«Мы заявляем, провозглашаем и определяем, что учение, утверждающее, что Блаженная Дева Мария от самого первого мгновения Своего Зачатия пользовалась особой благодатью и привилегией Всемогущего Бога, в силу предусмот­ренных заслуг Иисуса Хри­ста, Спасителя рода человеческого, быть предохранённой и не запят­нанной никаким пятном первородного гре­ха, является учением богооткровенным, и потому в него должно твердо и не­из­менно веровать всем верным».

Тем самым каждый, кто стал бы отвергать это учение, сам исключил бы себя из цер­ковного единства и сделался отступником и повинным в ереси.

Пресвятая Дева Мария с момента Своего зачатия была предохранена не только от всякого греха, какой могла бы совершить, но также от унаследованного нами всеми от Адама и Евы первородного греха. Так произошло потому, что хотя на тот момент Она ещё не стала Богомате­рью, однако Бог, в силу предстоящего спасительного со­бытия Благове­щения, охранил Деву Марию от греховности. Пресвятая Дева Мария была зачата в состоянии освящающей благодати, свободна от послед­ствий, вы­те­ка­ю­щих из первородного греха, в том числе смерти; поэто­му Церковь справляет торже­ство Её Взятия в Небо, а не смерти. Эта привилегия означала не только защиту от зла — последствий перво­родного греха, но также полноту благодати, которой обла­дала Дева Мария в Своей жизни: «Радуйся, Благодатная!» (Лк 1,28).

У догмата о Непорочном Зачатии очень долгая история. Уже с первых веков христи­анства многие церковные авторы высказывались об ис­ключительной роли и особом избранничестве Девы Марии среди лю­дей. Отцы Церкви неоднократно называли Её чистой, непорочной, не­винной. В VII в. в Греческой, а в VIII также Латинской Церк­ви был установлен праздник Зачатия Пресвятой Девы Марии. В дальнейшем бо­госло­вы, в особенности св. Бернард Клервосский и св. Фома Ак­винский подняли во­прос о вере в Непорочное Зачатие Девы Марии, поскольку, по их мнению, это проти­воре­чи­ло бы двум другим догматам христианской веры: всеобщности последствий перво­род­ного греха и необходимости всеобщего искупления для всех людей, что значит, также и Девы Марии. Эту проблему разрешил в XIII в. Иоанн Дунс Скотт, ко­торый заявил, что предохранение Пресвятой Богородицы от первородного греха осу­щест­вилось в силу искупительной победы Иисуса Христа (и Христос соответственно яв­ляется Её Спасителем так же, как и всех остальных людей). В 1477 г. Папа Сикст IV установил в Риме праздник Зачатия Непорочной Девы, который со времени св. Пия V (+ 1572) стал справляться во всей Церкви.

Во время явлений в Лурде в 1858 г. Пресвятая Дева подтвердила про­возглашённый за 4 года до того догмат, сказав о Себе св. Бернадетте Субиру: «Я — Непорочное За­чатие» (см. об этом статью «Я — Непо­рочное Зачатие». — А. М.).

Следует подчеркнуть, что богословие отличает непорочное зачатие от девственного зачатия. Непорочное зачатие относится к предохране­нию Девы Марии с первого мгно­вения Её зачатия от первородного гре­ха (чудесная привилегия морального по­рядка), тогда как девственное зачатие заключается в том, что Дева Мария девствен­но зачала Бого-Человека Иисуса Христа от Духа Святого (чудесная привилегия фи­зического порядка).

Иконография Восточной Церкви на эту тему огра­ни­чи­ва­ется единственным образом, появление которого да­тируется Х в.: «Встреча св. Иоахима со св. Анной у Золотых Ворот Иерусалима», тогда как западная ико­но­гра­фия намного богаче и разнообраз­нее. К дре­в­ней­шим образам Непорочной Девы (XV в.) относятся изо­б­ра­жения «Же­ны, облечённой в солнце» из Апока­ли­п­си­са (Откр 12,1). После Лурдских явле­ний воз­ник но­вый тип изображений. В последние сто лет частыми сде­лались изобра­же­ния Непорочной Девы Фатимской. Образ Непороч­ной Девы часто сопровождается биб­лей­с­кими символами: запертый сад, лилии, чистое зер­ка­ло, кедр, Ноев ковчег.

Источник: ILG

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui per immaculátam Vírginis Conceptiónem
dignum Fílio tuo habitáculum præparásti,
quæsumus, ut, qui ex morte eiúsdem Fílii tui prævísa,
eam ab omni labe præservásti,
nos quoque mundos, eius intercessióne, ad te perveníre concédas.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, через Непорочное Девы Зачатие
Сыну Твоему достойную обитель приготовивший,
просим, чтобы Ты, Который, смерть Того же Сына Твоего предвидя,
предохранил Её от всякой скверны,
равно и нам, очищенным,
Её предстательством Тебя достигнуть даровал.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *