СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Франциск Ксаверий

3 декабря
ПАМЯТЬ СВ. ФРАНЦИСКА КСАВЕРИЯ, СВЯЩЕННИКА

Св. Франциск Ксаверий (Франсиско Хавьер) родился 7 апреля 1506 г. в замке Хавьер в Стране Басков (Испания). Его отец был доктором Болонского универ­ситета и пред­седателем Королевского Совета Наварры. В 1525 г. Франциск при­ступил к изучению богословия в Париже, а получив степень магистра, сделался преподавателем в кол­ледже Доманс-Бовэ, где познакомился с бл. Петром Фав­ром (1529), а несколько лет спустя, в 1529 г., — со св. Игнатием Лойолой. Вско­ре они втроём поселились в одной келье, получив тем самым возможность хо­рошо узнать друг друга и поделиться свои­ми идеалами и намерениями. Од­новременно Франциск начал углублённое изучение богословия в Сорбонне в намерении посвятить себя служению Богу. Душой всей трой­ки и духовным во­ждём был св. Игнатий. Вместе они задумали создать под знаме­нем Христа но­вую монашескую семью, без остатка преданную служению Христовой Церкви. Нужда в этом была неотложной, ибо как раз в это время Мартин Лютер на­чал свою кампанию, направленную против Церкви, и обещанием захвата церковных владений привлёк на свою сторону значительную часть князей Германии и дру­гих стран Европы.

15 августа 1534 г., на праздник Взятия в Небо Пресвятой Богородицы, в часовне Му­чеников на Монмартре они втроём, а также четверо других единомышленни­ков, при­несли монашеские обеты, предварительно совершив духовные упраж­нения под руко­водством св. Игнатия. Два года спустя все они прибыли в Вене­цию, чтобы морским путём отправиться в Святую Землю. Однако возможность отъезда всё откладывалась из-за турецкой экспансии на страны Восточной Европы, и тогда все сооснователи Общества Иисуса, как они назвали свою об­щину, отправились в Рим, где 24 июня 1537 г. св. Франциск Ксаверий принял ру­коположение во священство. Ему был тогда 31 год. В 1537-38 гг. Франциск зани­мался апостольством в Болонье, а затем вернул­ся в Рим, где вместе со своими собратьями занялся пастырской и благотворительной деятельностью. 3 сентя­бря 1540 г. Папа Павел III утвердил устав Общества Иисуса, а 27 сентября того же года особой буллой дал окончательное подтверждение новому начинанию, которому вскоре предстояло изумить весь мир, а Церкви Божией оказать столь великие услуги.

В это самое время св. Игнатий получил настоятельную просьбу от короля Пор­тугалии Жуана III послать своих священников в недавно приобретённые порту­гальцами вла­дения в Индии. Св. Игнатий избрал группу священников во главе с Симоном Родри­гесом, но тот, однако, заболел и не мог пуститься в столь далёкое и тяжкое путеше­ствие. Тогда на его место вызвался Франциск Ксаве­рий, и св. Игнатий принял его предложение, и Франциск с небольшой группой товарищей 15 марта 1540 г. покинул Рим, чтобы никогда больше в него не вер­нуться. Сначала они прибыли в столицу Португалии Лиссабон, чтобы уладить все формальности. Ожидая отплытия, свобод­ное время они посвящали служе­нию узникам и больным, а также проповеди слова Божия.

7 апреля 1541 г., снабжённый королевскими полно­мо­чи­ями, а также мандатом пап­ского легата, Франциск отправился на миссию в Индии. После долгого и очень изну­рительного плавания, подвергаясь многим опасно­с­тям, они, наконец, достигли Мо­замбика на восточном побережье Африки, где им пришлось ожи­дать попутно­го вет­ра. Франциск использовал это время для ухода за больными. Во время пла­вания он исполнял обязан­ности капеллана судна. Но тяготы плавания и не­з­до­ро­вый климат дали о себе знать. Франциск заболел смер­тельной болезнью, от ко­то­рой, од­нако, чудом оп­равился. Плавание про­дол­жа­лось, но, достигнув ост­ро­ва Сокотры на юге от Ара­вийского полуострова, судну снова пришлось за­дер­жать­ся. Тут Франциск нашёл небольшую груп­пу хри­с­ти­ан, полностью лишён­ных пастырской опеки, и за­нялся ими, а отъезжая, обещал всегда о них по­м­нить. Наконец, после 13 ме­сяцев пути, 6 мая 1542 г. судно при­было в Гоа, центр тогдашней пор­ту­галь­с­кой колонии в Индии. Множество порту­гальцев жило здесь без постоянной пастырской опеки. Свя­той энергично при­ступил к проповеди, ка­те­хи­за­ции детей и взрослых, исповедовал, посещал бед­ных. Затем оставил своего товарища-священника в Гоа, а сам отправил­ся на так наз. «Рыбацкое Побережье», где жило ок. 20 000 ры­ба­ков-туземцев, при­ня­вших святую веру, но остававшихся без духовного руковод­с­т­ва. Среди них он рев­ностно трудился два года (1543-45).

(При этом он не сидел на месте, но посещал различные районы, вплоть до Цейлона, а его проповедь имела исключительный успех. Нередко она, как сооб­щается, сопро­вождалась «чудом Пятидесятницы», когда собравшиеся вокруг святого разноплемен­ные слушатели слышали и понимали его речь каждый на своём языке — ибо в Ин­дии, как известно, говорят на множестве языков и диа­лектов. Неудивительно поэто­му, что порой ему случалось крестить по нескольку тысяч человек за день. — А. М.)

В 1547 г. Франциск решил отправиться в Японию. Для этого он нанял переводчи­ка-японца по имени Андзиро, который знал португальский язык. Андзиро был кре­щё­ный и очень хотел, чтобы свет веры достиг также и его родины. Однако осу­ществить своё намерение св. Франциск сумел только два года спустя, когда св. Игна­тий прис­лал ему в помощь ещё священников. Вместе с ними он основал два иезуит­ских кол­леджа в Индии. В апреле 1549 г. святой отправился из порта Гоа в Японию. Через 4 месяца, 15 августа он высадился на берег в Кагосиме. Местный князь оказал ему бла­гоприятный приём, однако бонзы так упорно со­противлялись его проповеди, что ему пришлось покинуть остров. Он отправился прямо к императору в надежде получить у него разрешение на проповедь и то­гда беспрепятственно развернуть свою мис­сионерскую деятельность, но импе­ратор в это время оказался занят войной со сво­ими вассалами, которые хотели лишить его трона. Тогда святой отправился в Яма­гути на острове Хонсю, оделся в богатые японские одежды и преподнёс тамош­не­му правителю богатые дары. Правитель благосклонно принял Франциска с да­рами и предоставил ему пол­ную свободу апостольства. Святой плодотворно восполь­зовал­ся предоставлен­ной ему возможностью, и в результате своей деятельности ему уда­лось окре­стить в совокупности ок. 1000 японцев. Оставив с ними двоих священ­ников для окормления, сам он вернулся в Индию (1551), где привёл в порядок орга­низа­ци­онные дела диоцезии и приходов. Создал новую провинцию своего ордена, основал новициат и учебный дом.

После этого он решил отправиться в Китай, однако тщетно искал кого-либо, кто бы взялся его туда сопровождать. Китайцы в то время был враждебно настроены к ев­ро­пейцам, и заточили в тюрьму прибывших туда португальцев. В конце концов ему удалось попасть на корабль с послом вице-короля Индии к китайскому императору. Однако достигнув Малакки, хозяин судна отказался плыть дальше, испугавшись из­вестий, согласно которым китайцы могли его арестовать. Тогда Франциск нанял джон­ку и добрался на ней до острова Шанчуань, в 10 км от материкового Китая, ко­торый разрешалось посещать европейцам. Везти его на материк, однако, никто не соглашался, из страха суровой кары: за незаконную высадку на берегу Китая пола­галась смертная казнь. Изнурённый долгим странствием и тяжёлым климатом, святой скончался на Шанчуане в ночь со 2 на 3 декабря 1552 г. в возрасте 46 лет. Его тело в течение нескольких месяцев не подвергалось разложению, несмотря на тропиче­с­кую жару и влажный климат. Затем его перевезли в Гоа, в церковь иезуитов. Там оно покоится доныне в прекрасном саркофаге-алтаре. Руку святого отправили в Рим, где она находится в орденской церкви Ди Джезу в великолепном алтаре, посвящён­ном его имени.

Из писаний св. Франциска сохранились его письма, которые представляют со­бой под­линную поэму, в которой выразилась его внутренняя жизнь, апостоль­ское горе­ние, беззаветная самоотверженность ради дела Божия и спасения душ. Эти письма впервые были напечатаны уже в 1545 г. по-французски, а в 1552 — по-немецки. Блаженным Франциска Ксаверия провозгласил Папа Павел V в 1619 г., а три года спустя, в 1622 г., Григорий XV его канонизировал вместе с Игнатием Лойолой, Фи­липпом Нери, Терезой Авильской и с Исидором Пахарем (жил в Испании, 1080-1130 гг.). В 1910 г. Папа св. Пий X провозгласил св. Фран­циска Ксаверия покровителем понтификального Дела Распространения Веры, а в 1927 г. Пий XI провозгласил свя­того, вместе со св. Терезой от Младенца Иисуса, главным по­кровителем католиче­с­ких миссий. Он — покровитель Индии и Японии, а также моряков, и молитвенный за­ступник при эпидемиях и бурях.

В иконографии св. Франциск Ксаверий изображается одетом в иезуитское пла­тье, об­шитое ракушками, или в стихарь и столу (аналог епитрахили). Иногда — в окруже­нии туземцев. Его атрибуты: пылающее сердце, рак, крест, посох пили­грима, стола.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Из писем св. Франциска Ксаверия св. Игнатию Лойоле
(Письма 4 [1542] и 5 [1544])

Горе мне, если не проповедую

Мы отправились в деревню новообращённых, крещёных несколько лет назад. В этом районе не живёт никто из португальцев, потому что он очень бесплодный и бедный. Местные христиане, лишённые священников, не знают ничего, кроме того, что они христиане. Никто не преподаёт им таинств, никто не учит их Сим­волу Веры, Молитве Господней, Ангельскому Приветствию, и ни заповедям Бо­жиим.

С тех пор, как я прибыл сюда, я не останавливался: я обходил деревни, я кре­стил всех детей, до сих пор некрещёных, и таким образом я возродил огромное число мла­денцев, которые, как говорится, не умели отличить свою правую руку от левой. А дети — дети не давали мне читать часослов и ни есть, ни отдыхать, пока я не научу их какой-нибудь молитве. Тогда я начал постигать, что Царство Небесное принадле­жит тем, кто им подобен.

И поскольку было бы кощунством пренебречь таким благочестивым устремле­нием, то, начиная с исповедания веры в Отца и Сына и Святого Духа, я вложил им в голову Апостольский Символ, Молитву Господню и Ангельское Привет­ствие. Я заметил, что они очень способны; если бы нашёлся кто-то, чтобы вос­питывать их в христианской вере, я уверен, они стали бы очень добрыми хри­стианами.

В этой стране множество народа не является христианами только потому, что сего­дня нет никого, кто бы делал их христианами. У меня часто возникала мысль обойти все университеты Европы, и прежде всего Парижский, чтобы по­всюду безумным об­разом вопить, обращаясь к тем, у кого больше учёности, не­жели братской любви, и говорить им: «Увы, какое безмерное множество душ, лишённых неба по вашей вине, проваливается в ад!»

И вместо того, чтобы посвящать себя изящной словесности, они могли бы по­святить себя апостольству, чтобы суметь отчитаться перед Богом в своих теори­ях и в тех та­лантах, которые им были вверены!

Многие из них, потрясённые такою мыслью, с помощью размышления о божествен­ных предметах, стали бы стараться услышать, что говорит им Господь из глу­бины их душ, и, отбросив свои амбиции и свои человеческие занятия, они бы подчинили себя целиком и решительно воле и предписаниям Божиим. Да, они воскликнули бы из глубины сердца: «Вот я, Господи! Что повелишь мне де­лать? (ср. Деян 9,6). Пошли меня, куда Тебе угодно, пусть даже в Индию».

Источник: La Liturgie des Heures, v. I, p. 1283, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui beáti Francísci prædicatióne multos tibi pópulos acquisísti,
da ut fidélium ánimi eódem fídei zelo férveant,
et ubérrima ubíque prole Ecclésia sancta lætétur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, проповедью блаженного Франциска
множество народов для Себя приобретший,
дай, чтобы души верных тою же верой ревностно пылали,
и обилию детей святой мы Церкви радовались повсеместно.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *