12 ноября: ПАМЯТЬ СВ. ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА, ЕПИСКОПА И МУЧЕНИКА
Иоанн Кунцевич родился в 1580 г. во Владимире Волынском. Происходил из семьи мещан. Отправленный в Вильну с целью вступить в купеческое сословие, он познакомился там с делом унии. В 1604 г. поступил в орден василиан и принял имя Иосафат. Пять лет спустя, получив богословское образование, был рукоположен во священство.
В 38 лет стал униатским архиепископом Полоцким, где ревностно взялся за дело укрепления унии. Занимая епископский престол, вёл исключительно умеренный и суровый образ жизни. Своё скромное жилище делил с бездомными. Его активная деятельность вызывала недовольство противников унии с Католической Церковью. Дело дошло до открытого возмущения. Возбуждаемая агитаторами толпа окружила его резиденцию в Витебске, и когда епископ вышел к ней, на него напали и растерзали, а растерзанное тело бросили в Двину. Это произошло 12 ноября 1623 г.
Архиепископ Иосафат Кунцевич был беатифицирован в 1643 г. Папой Урбаном VIII и канонизирован в 1867 г. Пием IX. Является покровителем России, Литвы, города Вильнюса, седлецкой и дрогичинской диоцезий, ордена василиан. Его извлечённое из Двины тело проделало затем долгий путь по разным городам Беларуси, Литвы и Польши, отступая перед продвигавшимися на запад границами Российской империи. В 1706 г. его поместили в часовне замка Радзивиллов в Белой Подляске. После канонизации святого царское правительство потребовало скрыть его мощи в подвале церкви василиан. В 1916 г. мощи перевезли в василианскую церковь св. Варвары в Вене. С 1946 года мощи святого покоятся в соборе Св. Петра в Риме.
В иконографии св. Иосафата изображают в восточных епископских облачениях. Его атрибутом является топор, как орудие его убийства.
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Фрагмент энциклики Папы Пия XI Ecclesiam Dei (На 300-летие мученической кончины св. Иосафата; AAS 15 [1923] 573-582)
Пролил свою кровь за единство Церкви
В соответствии с предивным замыслом Божиим, Церковь была установлена, чтобы в полноте времён являть великую семью, объемлющую весь человеческий род. И нам известно, что, по воле Божией, наряду с прочими характеристиками, её отличает вселенское единство.
Ибо когда Господь наш Иисус Христос сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы» (Мф 28,18-19), Он не только поручил Апостолам задание, которое Сам принял от Отца, но также выразил желание, чтобы Коллегиум Апостолов представлял собой совершенное единство, скреплённое двойными тесными узами: внутренними посредством одной и той же веры и той любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5,5), и внешними посредством главенства одного над другими благодаря первенству, которым Он наделил Петра среди прочих Апостолов, как постоянной основе и принципу единства. И чтобы обеспечить навсегда эти единство и согласие, Бог в Своём Провидении запечатлел их печатью святости и мученичества одновременно.
Такой великой славы удостоился Иосафат, архиепископ Полоцкий восточного славянского обряда, в котором мы справедливо признаём самую великую гордость и опору славянского Востока. Трудно было бы найти кого-то, кто бы более послужил чести этого исповедания и спасению этих народов, нежели тот, кто был их пастырем и апостолом, в силу того прежде всего, что пролил свою кровь за единство святой Церкви.
Движимый идущим с неба вдохновением восстановить христианское единство в целом мире, он понимал, что более всего этому будет способствовать сохранение восточного славянского обряда и и василианского устава монашеской жизни.
Озабоченный прежде всего единством своих соотечественников с кафедрой Святого Петра, он всюду искал способов установления и укрепления этого единства. В частности, он старательно изучал литургические книги, которыми пользовались Восточные, в том числе отделённые, согласно предписаниям Отцов. После такого тщательного приготовления он приступил к делу восстановления единства, и совершал его с такой великой великой силой и вместе с такой великой кротостью, и с таким успехом, что сами его противники прозвали его «ловцом душ».
Источник: La Liturgie des Heures, v. IV, p. 1131, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Excita, quæsumus, Dómine, in Ecclésia tua Spíritum, quo replétus beátus Iósaphat ánimam suam pro óvibus pósuit, ut, eo intercedénte, nos quoque eódem Spíritu roboráti, ánimam nostram pro frátribus pónere non vereámur. Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum, qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti, Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Духа воздвигни, Господи, просим, в Церкви Твоей, Которым исполненный, Иосафат блаженный душу свою положил за овцы, да и мы, его предстательством, Тем же Духом укреплённые, душу свою за братьев полагать не страшимся. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.
_________________________
Стоит отметить, что один из главных агитаторов и вдохновителей возмущения против унии, Мелетий Смотрицкий, сам в дальнейшем присоединился к унии и сделался униатским архиепископом.
По вопросу о православно-католических разногласиях могу порекомендовать весьма аргументированную и обстоятельную статью Дмитрия Лялина «Св. Петр. Главенство, преемственность, безошибочность».
Отец Анри, искал на сайте Дмитрия Лялина информацию о нём, но увы… Прошу вас: можно пару строк о нём?
Так ведь и я знаю о нём только то, что на сайте! Там адрес, может быть, имееется, попробуйсте написать, спросить.
Греко-католики и униаты — это одно и то же,или есть различия?
В целом это одно и тоже, хотя униатами могут быть не только греко-католики, т. е. католики византийского обряда. «Униат» значит находящийся в единстве, т. е. «унии», с Апостольским Престолом, при сохранении своего обрядового своеобразия, не обязательно византийского, но, например, халдейского, армянского и др.